Типы документов

Реклама

Партнеры


Приказ Минсельхозпрода РМ от 18.02.2015 N 29-П "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ
от 18 февраля 2015 г. № 29-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ
КОНОПЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"

Во исполнение мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 и Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. № 404 приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы".

2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и опубликовать в газете "Известия Мордовии".

3. Направить настоящий приказ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия для включения его в федеральный регистр нормативно-правовых актов Республики Мордовия.

4. Признать утратившим силу приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 26 февраля 2014 г. № 36-П "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2014 - 2016 годы".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра - начальника отдела развития отраслей растениеводства Учайкина И.П.

Первый заместитель Министра
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
Ю.И.ГОЛОВ




Приложение
к приказу Первого заместителя Министра
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
от 18 февраля 2015 г. № 29-П

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ КОНОПЛИ
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
Ведомственная целевая программа
"Развитие производства и переработки конопли
в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы"

Наименование Программы
Ведомственная целевая программа "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы"
Основание для разработки Программы
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717
Государственный заказчик Программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
Разработчик Программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
Исполнители Программы
Сельскохозяйственные товаропроизводители, крестьянские (фермерские) хозяйства Республики Мордовия
Цели и задачи Программы
Цели Программы:
- развитие коноплеводства в Республике Мордовия;
- обеспечение конкурентоспособности и качества производимой на территории Республики Мордовия продукции переработки конопли;
- обеспечение импортозамещения продукции переработки конопли.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- увеличение объемов производства, переработки конопли за счет реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих объектов и строительства новых;
- повышение эффективности деятельности организаций за счет снижения затрат, связанных с производством, переработкой и хранением конопли, а также продуктов ее переработки;
- повышение качества импортозамещающей продукции, наращивание вывозного потенциала.
Целевые индикаторы и показатели Программы
Показатели Программы:
увеличение производства до 900 тонн в 2017 году, в том числе по годам:
2015 год - 450 тонн;
2016 год - 700 тонн;
2017 год - 900 тонн;
создание новых рабочих мест за 2015 - 2017 годы - 13 единиц, в том числе по годам:
2015 год - 4 единиц;
2016 год - 4 единицы;
2017 год - 5 единиц.
Характеристика программных мероприятий
Комплекс мер, направленных на достижение целей Программы:
- приобретение новых и модернизация действующих производственных линий по первичной и дополнительной переработке конопляной тресты, выполнение пусконаладочных работ;
- строительство складских помещений для хранения семян и конопляной тресты;
- строительство цеха маслопереработки и приобретение оборудования по производству растительных масел, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- приобретение техники и комплектование современного машинно-тракторного парка для выполнения сельскохозяйственных работ
Сроки реализации Программы
2015 - 2017 годы
Объем и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования 65,0 млн. рублей в текущих ценах, в том числе по годам:
2015 год - 18,0 млн. рублей;
2016 год - 19,0 млн. рублей;
2017 год - 28,0 млн. рублей,
в том числе:
за счет средств бюджета Республики Мордовия - 8,0 млн. рублей,
в том числе по годам:
2015 год - 4,0 млн. рублей;
2016 год - 2,0 млн. рублей;
2017 год - 2,0 млн. рублей,
за счет внебюджетных средств - 57,0 млн. рублей,
в том числе по годам:
2015 год - 14,0 млн. рублей;
2016 год - 17,0 млн. рублей;
2017 год - 26,0 млн. рублей.
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
В результате реализации Программы будут обеспечены в 2017 году:
- увеличение мощностей по производству, переработке и хранению конопли и продуктов ее переработки на 6 тыс. тонн;
- производство: пеньковолокна до 900 тонн, масло растительное до 27 тонн, жмых до 78 тонн;
- валовой сбор: тресты конопли до 5 тыс. тонн, семян масличных культур до 110 тонн;
- вовлечение в оборот 1800 гектар временно законсервированных земель;
- создание новых рабочих мест - 13 единиц.
Управление реализацией Программы и контроль за ходом выполнения
Реализация Программы координируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ежегодно до 1 апреля готовит отчет о ходе и результатах реализации Программы и представляет в Министерство экономики Республики Мордовия, Министерство финансов Республики Мордовия. В отчете дается оценка хода реализации Программы за прошедший год.

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Ведомственная целевая программа "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы" (далее Программа) разработана в соответствии с Государственной программой Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. № 404, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 16 мая 2006 г. № 187 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".

Настоящая Программа призвана стать инструментом для дальнейшего устойчивого развития на территории Республики Мордовия традиционной подотрасли сельского хозяйства (коноплеводство), имеющей существенное значение для социально-экономического развития агропромышленного комплекса и экономики республики в целом, а также развития сельских территорий в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Мордовия, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 34-З, Схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов сельских поселений (Приложение 1).

1.1. Анализ ситуации и потенциал
развития производства, переработки конопли
в Республике Мордовия

Коноплеводство являлось традиционным направлением сельского хозяйства России в области растениеводства. Культивация промышленных сортов конопли производилась в следующих регионах Российской Федерации: Мордовия, Чувашия, Курская область и Пензенская область Россия занимала мировые позиции в этой отрасли. По данным 1956 года наибольшие площади посева конопли были сосредоточены в СССР, который занимал первое место в мире по посадкам (620000 га), обогнав такие страны как Италия, Венгрия, Австрия, Франция, Румыния и Германия.
Однако, структурная перестройка экономики страны, начиная с середины XX века, ведение кампании по уничтожению посевов конопли в связи с ратификацией в 1961 году Конвенции ООН "О наркотических средствах", применение в значительных масштабах синтетических материалов привели к наибольшему, по сравнению с другими направлениями, кризису данной отрасли сельского хозяйства страны.
Отсутствие новых технико-технологических решений, рынка сырья, устаревшее оборудование, рост цен на энергоносители привели перерабатывающие коноплю заводы к несостоятельности/банкротству. Энергозатратные технологии выращивания, уборки конопли, и как следствие, отказы перерабатывающих заводов стали причиной резкого сокращения посевов данной культуры сельскохозяйственными организациями, и, соответственно, низких урожаев, сокращения товарной доли валовых сборов. Так, в настоящее время в России посевные площади промышленной конопли составляют менее двух тысяч гектаров, что в 300 раз меньше, чем в 1960-х годах, а в Республике Мордовия посевные площади конопли составляют порядка 450 гектар, в то время как в шестидесятые годы коноплю хозяйства Республики возделывали на площади 12 тысяч гектар. Из девяти ранее существовавших заводов функционирует один, из-за отсутствия сырья практически прекратил деятельность известный комбинат "Сура" в г. Саранске.
Россия превратилась в крупнейшего импортера натуральных волокон и получаемых из них изделий и материалов.
Напротив, во всем мире идет резкое увеличение конопляного производства, где сегодня лидерами являются: Китай, Канада, Франция, Германия, Италия и США. Исследованием, производством и переработкой конопли в настоящее время занимаются более 200 компаний во всем мире.
В короткие сроки на базе научных разработок в области технологии и техники было налажено изготовление машин для возделывания и уборки конопли и оборудования для ее переработки, позволяющие получать продукцию с наименьшими затратами и повышать производительность труда в 3 - 4 раза. В связи с этим посевные площади конопли увеличились на 60%, а в Китае и Канаде - почти в два раза.
В настоящее время в мире существует устойчивая тенденция замены синтетических материалов натуральными. Также кроме традиционного канатно-веревочного направления, продукция коноплеводства получает все более широкое применение в производстве текстильных, строительных и теплоизоляционных материалов, биокомпозитов, топливных брикетов и пеллетов, предметов косметики и бытовой химии, продуктов питания, кормовых добавок и подстилки для животных. В Голландии стебли конопли включают в рацион молочных коров, что способствует более полному усвоению минеральных веществ из кормов, повышению эффективности воспроизводственных функций и увеличению продолжительности срока использования маточного поголовья.
Коноплю можно назвать стратегической культурой, ее выращивание становится приоритетным направлением экономики во многих странах. Количество наименований продукции из конопли (в настоящее время порядка 25 тысяч) с каждым годом продолжает увеличиваться.
В России производством продукции из натурального волокна конопли занимаются несколько независимых заводов: ОАО "Митра" (г. Горбатов Нижегородской области); ОАО "Технотекс" (г. Курск); ЗАО "Шпагатная фабрика "Майкопская" (г. Майкоп Республики Адыгея); ООО "Оскол-Канат" (г. Старый Оскол Белгородской области); ОАО "КАНАТ" (г. Дзержинск Нижегородской области); ООО "Адыгейская пеньковая компания" (республика Адыгея); частично ООО "Сура", ООО "Вакрус" (г. Кингисепп Ленинградской области).
Основные товарные группы вышеуказанных организаций:
- канаты из натуральных и синтетических волокон и нитей;
- сердечники полипропиленовые, пеньковые и сизалевые для стальных канатов;
- веревки, шнуры, шпагаты и нити из натуральных и синтетических волокон;
- сизалевое, джутовое, льняное и пеньковое волокно.
Клиентами (заказчиками) являются метизные подразделения металлургических компаний "Мечел", "Северсталь", "ММК", многие предприятия легкой промышленности и сельского хозяйства.
В 2011 году при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была учреждена Ассоциация производителей русской пеньки (Ассоциация). Главными задачами Ассоциации являются: развитие коноплеводства в России, создание современной инновационной промышленности для отрасли; представление и защита интересов членов АПРП; координация их предпринимательской деятельности; поддержка деятельности членов Ассоциации, направленной на развитие коноплеводства; внедрение новых технологий; непрерывное наращивание потенциала отрасли; эффективное использование имеющегося потенциала. Членами Ассоциации являются Краснодарский НИИ сельского хозяйства им. П.П.Лукьяненко, перерабатывающие организации - ЗАО "Шпагатная фабрика "Майкопская" (г. Майкоп), ООО "Адыгейская пеньковая компания".
НИИ сельского хозяйства Россельхозакадемии организовали первичное семеноводство новых сортов конопли, которыми засевается большая часть площадей среднерусской и южной зон возделывания культуры. Ежегодные объемы производства кондиционных семян сортов, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, составляют 25 - 30 тонн.
Посевные площади под коноплей за два года увеличились по стране на 48,3%.
Однако возрождение коноплеводства подразумевает выполнение мероприятий, отвечающих государственным интересам, а именно реализацию следующих задач:
- создание новых высокопродуктивных ненаркотических сортов конопли с содержанием ТГК менее 0,1%, обладающих технологическими параметрами текстильного волокна, а также высокой степенью адаптации к изменяющимся климатическим условиям и биотическим стрессорам, и быстрое внедрение их в коноплесеющие организации;
- производство кондиционных семян новых сортов ненаркотической конопли в объеме, обеспечивающем возрастающие потребности коноплесеющих хозяйств;
- восстановление плана-заказа на семена высших репродукций новых сортов со стороны государства с необходимым финансированием производителей-оригинаторов семян высших репродукций напрямую, включая авансирование работ;
- укрепление научно-технической и производственной базы коноплеводческих хозяйств, в том числе специализирующихся на семеноводстве конопли;
- усовершенствование технологии возделывания культуры на основе разработки и внедрения современных высокопроизводительных и технологичных приемов ее выращивания;
- разработка, производство современной сельскохозяйственной техники и оборудования по техническим характеристикам, не уступающим зарубежным аналогам, полностью исключающим ручной труд в коноплеводстве;
- снижение или отмена таможенных пошлин на ввоз специализированной уборочной техники, а также технологического оборудования, не производящегося на территории Российской Федерации;
- экономическое стимулирование отечественных пенькозаводов (льготное кредитование, государственный заказ, реструктуризация долгов);
- проведение научно-исследовательских работ по изучению возможностей практического использования физико-химических свойств конопляного волокна, костры, масла в производстве инновационных продуктов организациями текстильной, целлюлозно-бумажной, оборонной, авиационной, автомобильной отраслей и т.д., с последующей разработкой новых стандартов, на отечественном рынке широкого ассортимента экологически безопасной продукции из возобновляемого сырья.
При выполнении этих задач посевная конопля - стратегическая, ценная сельскохозяйственная культура аграрного сектора России будет сохранена как объект производства, переработки и коммерции, как уникальный, исключительно высокорентабельный продукт. Кроме того, будут иметь место:
развитие традиционной подотрасли сельского хозяйства (коноплеводство);
повышение доли сельхозпроизводства в общем балансе валового продукта как Республики Мордовия, так и России в целом;
решение социальных задач, в частности появление новых рабочих мест, увеличение количества занятых в сельском хозяйстве граждан;
развитие сельских территорий;
снижение зависимости российской экономики от импорта данной категории продукции.
Отечественное сельскохозяйственное производство получит эффективный импульс для своего развития. В связи с тем, что конопля является культурой комплексного использования, возрождение коноплеводства повлияет на рост не только аграрной промышленности, но и смежных отраслей: перерабатывающей, текстильной, пищевой, строительной, промышленностей, фармакологической и многих других.

1.2. Характеристика проблемы

Республика Мордовия располагает благоприятными условиями для выращивания культуры с высокой урожайностью (в том числе природно-климатические особенности Республики Мордовия), выгодное экономико-географическое положение Республики обеспечивает возможность развития надежных связей с крупнейшими экономическими и культурными центрами России.
В Инсарском районе Республики Мордовия зарегистрировано двадцать четыре хозяйства (СХО, К(Ф)Х, ИП), имеющие от 30 га до 13 тыс. га сельхозугодий. Наиболее крупные из них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование сельхозпредприятий
Площадь пашни, га
Отрасли сельского хозяйства (работают - V)
Растениеводство
Животноводство
ООО "Верхисское"
6711
V
V
ТНВ "Колесниковы"
2761
V
V
ООО "Нива"
3022
V
V
ООО "Заря"
1969
V
V
ООО "Пикаев"
9851
V
V
ООО "Колхоз "Звезда"
2750
V
-
ИП "Баймаковский"
484
V
-

Однако единственным предприятием, занимающемся коноплеводством в Республике Мордовия, было и остается ООО "Мордовские пенькозаводы". Предприятие получает до 100 тонн семян и около тысячи тонн тресты, вырабатывает до 300 тонн пеньковолокна. Основными покупателями продукции (89,6% пеньковолокна) являются производители канатно-веревочных изделий, такие как: ОАО "Канат", ЗАО "Шпагатная фабрика "Майкопская", ОАО "Технотекс". С 2013 г. посевные площади под коноплей в Республике Мордовия увеличились вдвое и составили 578 га.
Несмотря на работу хозяйств Республики, рентабельность ведения подотрасли сельского хозяйства (коноплеводство) существенно возросла, но все же не обеспечивает воспроизводственные процессы в должном объеме.
Причиной этого служит следующее.
Модернизированное оборудование завода с незаконченными системами вентиляции и аспирации, а также сушильно-сортировальное хозяйство, с одной стороны, не обеспечивают возможный выход волокна и качество обработки семенного вороха, с другой стороны, требуют значительных финансовых средств на ввод в эксплуатацию, запасные части и ремонт. Кроме того, технология выращивания лубяных культур основывается на плодосмене и обязательном использовании органических удобрений, которые могут быть заменены сидеральными культурами. Однако технологии севооборота, использование удобрений также требуют от сельхозпроизводителей значительных финансовых затрат. Отсутствие машин для переработки семян и очистке воздуха (удаление пыли) в процессе производства волокна конопли лишает предприятие возможности получать дополнительные доходы.
Использование действующих в настоящее время мощностей по производству, переработке и хранению конопли, продуктов ее переработки является экономически требуют доработки, поскольку данные мощности соответствуют современным технологиям, применяемым в мире, лишь частично и не могут обеспечить конкурентоспособные стоимость производимого/обрабатываемого сырья, продуктов, а также их качество.
В создавшейся ситуации возникает необходимость программно-целевого подхода для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью организации взаимодействия заинтересованных хозяйствующих субъектов для развития на территории Республики Мордовия традиционной подотрасли сельского хозяйства (коноплеводство), имеющей существенное значение для социально-экономического развития агропромышленного комплекса вышеуказанного субъекта Российской Федерации.

Глава 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основными целями Программы на 2015 - 2017 годы являются возрождение коноплеводства в Республике Мордовия (развитие традиционной подотрасли сельского хозяйства в области растениеводства), обеспечение конкурентоспособности и качества производимых на территории Республики Мордовия продуктов переработки конопли; увеличение объемов производства и переработки конопли.
Программа соответствует целям и задачам Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. № 404.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- увеличение объемов производства, переработки конопли за счет реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих объектов и строительства новых;
- повышение эффективности деятельности организаций за счет снижения затрат, связанных с производством, переработкой и хранением конопли, а также продуктов ее переработки;
- повышение качества импортозамещающей продукции, наращивание вывозного потенциала.

Глава 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
В результате реализации Программы будет обеспечено в 2017 году;
- производство: пеньковолокна до 900 тонн, масло растительное до 27 тонн, жмых до 78 тонн;
- валовой сбор: тресты конопли до 5 тыс. тонн, семян - до 110 тонн;
- увеличение мощностей по производству, переработке и хранению конопли и продуктов ее переработки на 6 тыс. тонн;
- вовлечение в оборот 1800 гектар временно законсервированных земель;
- создание новых рабочих мест - 13 единиц.
Информация о целевых индикаторах и их значения по годам представлены в приложении 2.
Государственная поддержка, а также инвестиции частного капитала обеспечат достижение цели и решение задач Программы по всем индикаторам.

Глава 4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В рамках реализации Программы предусматривается осуществление следующих мероприятий:
- модернизация производственных линий по первичной и дополнительной переработке конопляной тресты, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ систем аспирации и вентиляции;
- строительство складов для хранения зерна, тресты;
- приобретение оборудования по производству растительных масел выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- приобретение техники и комплектование современного машинно-тракторного парка для выполнения сельскохозяйственных работ.
Перечень программных мероприятий в соответствии с объемами финансирования представлены в приложении 3.

Глава 5. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы: 2015 - 2017 годы без разделения на этапы.

Глава 6. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ,
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
ОЦЕНКА РИСКОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

6.1. Социальные, экономические и экологические
последствия реализации Программы

Реализация Программы создаст условия для развития традиционной подотрасли сельского хозяйства в области растениеводства (коноплеводство), обеспечения конкурентоспособности и качества производимых на территории Республики Мордовия продуктов переработки конопли, увеличения объемов производства и переработки масличных растений (конопля).
Социальные последствия реализации Программы связаны с улучшением условий труда в сельхозпредприятиях, трудовой занятости населения в сельской местности, созданием 13 новых рабочих мест.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий.
Успешная реализация Программы будет способствовать:
- созданию благоприятных экономических условий для сохранения, устойчивого развития традиционной подотрасли сельского хозяйства - коноплеводства;
- повышению доли сельхозпроизводства в общем балансе валового продукта Республики Мордовия;
- увеличению количества занятых в сельском хозяйстве граждан;
- развитию сельских территорий.

6.2. Оценка рисков реализации Программы

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски.
- риски, связанные с нестабильным экономическим состоянием в стране, которые могут привести к неплатежам, непредоставлению кредитными организациями в намеченные сроки кредитов, высокие ставки по кредитам;
- риски возникающие из-за колебаний рыночной конъюнктуры, которые могут привести к изменению цен на энергоресурсы, оборудование, падению объемов производства, переработки;
- риски, связанные с изменениями внешнеэкономической ситуации, которые могут привести к изменению квот и таможенных пошлин;
б) внутренние риски:
- риски обеспечения финансирования Программы;
- риски по вводу в эксплуатацию объектов, сопряженные с несвоевременной поставкой строительных материалов и оборудования, нарушением графика выполнения работ/оказания услуг.
Природно-климатический фактор также будет присутствовать в оценке рисков. Это связано с тем, что в результате аномальных погодных условий существует вероятность снижения урожайности культуры.
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоресурсы, другие товары, работы и услуги, а также связанные с изменением внешнеэкономической ситуации подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Прогнозируемые риски могут спровоцировать снижение показателей выручки от оказания услуг по производству, хранению и переработке конопли. В случае невыполнения объемов производства, переработки культуры и снижения выручки от оказания услуг, выполнения работ, предусмотренных Программой, могут возникать ситуации неосвоения средств государственной поддержки, снижая тем самым эффективность программных мероприятий.

Глава 7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

При разработке Программы учтены:
Мероприятия действующей в республике схемы территориального планирования (Приложение 1).
Мероприятия по созданию социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.
Меры, направленные на создание условий для участия малых средних и крупных форм хозяйствования.
Меры, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и занятых в сельскохозяйственном производстве.
Эффективность Программы будет определяться исходя из соответствия реализуемых в ее рамках мероприятий целям и задачам Программы на основе количественных и качественных индикаторов, достижение которых обеспечит рост объемов производства, переработки конопли.
Техническое перевооружение и совершенствование производственных мощностей позволит обеспечить проведение технологических операций по выращиванию, уборке и переработке конопли в оптимальные сроки и без потерь, а также позволит планомерно наращивать посевные площади под культурой и объемы производства готовой продукции, что благотворно скажется на общем финансовом состоянии сельхозпредприятий Республики Мордовия и агропромышленного комплекса в целом.
Результатами реализации Программы будут являться планируемый прирост объемов производства продукции из конопли и выручка от ее реализации, которая будет получена за период реализации Программы за счет финансирования программных мероприятий из республиканского бюджета и внебюджетных средств (Таблица 2).

Таблица 2

Прогноз производства продукции из конопли
в Республике Мордовия в 2015 - 2017 гг.

Производственный показатель
2014 г. (база)
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Посевная площадь ненаркотической конопли, га
578
700
800
900
Урожайность, ц/га:




- пеньковолокна
4,7
6,4
8,7
10,0
- семян
1,5
3,0
4,0
4,0
Валовой сбор пеньковолокна, т
270
450
700
900
Валовой сбор семян, т
81
90
100
110
Посевной материал для следующего года, т
35
40
45
45
Масло растительное, т
-
-
25
27
Жмых, т
-
-
70
78
Костра (очищенная), т
540
900
1400
1800
Суммарная выручка от производства, переработки и реализации конопли, а также продуктов ее переработки, млн. руб.
19,710
29,250
35,795
45,729
Прирост выручки от производства, переработки и реализации конопли, а также продуктов ее переработки, млн. руб.
-
9,54
6,545
9,934

Глава 8. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Количественный метод:
Оценка производится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности, утвержденных приказом Минсельхоза России.
Качественный метод:
достижение плановых значений и целевых индикаторов:
- ввод в эксплуатацию мощностей по производству, переработке и хранению конопли.
Результатом реализации Программы является планируемый прирост выручки от производства, хранения, переработки и реализации конопли, а также продуктов ее переработки, который будет получен за период реализации Программы от достигнутого уровня за предыдущий год за счет финансирования программных мероприятий из средств республиканского бюджета и внебюджетных источников.
Эффективность реализации Программы определяется путем оценки целевых показателей, представленных в таблице 3.

Таблица 3

Показатели
Ед. изм.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Всего за 3 года
Ежегодный прирост выручки от производства, переработки и реализации конопли, а также продуктов ее переработки
млн. руб.
9,54
6,545
9,934
26,019
Финансирование Программы
Всего
млн. руб.
18,0
19,0
28,0
65,0
В т.ч. из республиканского бюджета
млн. руб.
4,0
2,0
2,0
8,0
Показатели эффективности
Эобщ.
%
53
34
35
40
Эб.
%
238
327
496
325

Эффективность расходовании средств финансирования определена по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле: Эобщ = ВП / Ф x 100, где Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств, ВП - ежегодный прирост в стоимостном выражении, Ф - объем финансирования производства продукции.
Как видно из таблицы, значение коэффициента Эобщ. в среднем арифметическом выражении составляет 40%, это означает высокую степень возмещения затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли.

Глава 9. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
В НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСАХ

Потребность в ресурсах определена исходя из оценки необходимости увеличения объемов и качества мощностей по производству, хранению и переработке конопли для обеспечения в Республике Мордовия развития традиционной подотрасли сельского хозяйства в области растениеводства коноплеводство, конкурентоспособности и качества производимых на ее территории продуктов переработки конопли, увеличения объемов производства и переработки конопли.
В соответствии с поставленными задачами денежные средства будут направлены:
- модернизация производственных линий по первичной и дополнительной переработке конопляной тресты, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ систем аспирации и вентиляции;
- строительство складов для хранения зерна, тресты;
- приобретение оборудования по производству растительных масел выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- приобретение техники и комплектование современного машинно-тракторного парка для выполнения сельскохозяйственных работ.
Реализация Программы осуществляется за счет республиканского бюджета Республики Мордовия, собственных средств организаций-сельхозпроизводителей, иных внебюджетных источников.
Информация об объемах производства, затратах, выручки от реализации продукции по сельхозтоваропроизводителям - участникам программы "Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2015 - 2017 годы" в приложении 4.

9.1. Финансирование Программы

Общий объем финансирования Программы на период 2015 - 2017 гг. составляет 65,0 млн. рублей.
Ресурсное обеспечение Программы будет уточняться в рамках бюджетного процесса на соответствующие годы.
Ресурсное обеспечение Программы по источникам финансирования приведено в приложении 5.

Глава 10. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Комплексное управление Программой осуществляется субъектом бюджетного планирования - Минсельхозпродом Республики Мордовия.
Система управления реализацией Программы;
ответственными за реализацию Программы в целом являются отдел развития отраслей растениеводства и отдел по производству и переработке сельскохозяйственной продукции Минсельхозпрода Республики Мордовия;
координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы; и согласование их действий по реализации программных мероприятий осуществляет отдел по производству и переработке сельскохозяйственной продукции Минсельхозпрода Республики Мордовия;
реализацию каждого мероприятия Программы осуществляют сельхозпредприятия Республики Мордовия;
финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности Минсельхозпрода Республики Мордовия;
мониторинг реализации Программы осуществляют отдел развития отраслей растениеводства и отдел по производству и переработке сельскохозяйственной продукции Минсельхозпрода Республики Мордовия.




Приложение 1
к ведомственной целевой программе
"Развитие производства и переработки
конопли в Республике Мордовия
на 2013 - 2015 годы"

ИНФОРМАЦИЯ

О НАЛИЧИИ СХЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
РАЙОНОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПОСЕЛЕНИЙ И ГОРОДСКИХ
ОКРУГОВ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

№ п/п

Нормативные акты Республики Мордовия
1
Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных Районов и генерального плана поселений и городских округов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации
Схема территориального планирования Республики Мордовия
Закон Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 34-З "О схеме территориального планирования Республики Мордовия"
Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2009 г. № 555 "Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Мордовия". Мероприятия по территориальному планированию разделены на 2 очереди; первая до 2015 года, вторая до 2030 года
Схемы территориального планирования муниципальных районов
Решение Совета депутатов Ардатовского муниципального района от 08.06.2012 № 41
Решение Совета депутатов Атюрьевского муниципального района от 20.04.2011 № 245
Решение Совета депутатов Атяшевского муниципального района от 21.01.2011 № 2
Решение Совета депутатов Большеберезниковского муниципального района от 22.07.2011 № 30
Решение Совета депутатов Большеигнатовского муниципального района от 22.03.2011 № 206
Решение Совета депутатов Дубенского муниципального района от 29.08.2011 № 272
Решение Совета депутатов Ельниковского муниципального района от 27.05.2011 № 295
Решение Совета депутатов Зубово-Полянского муниципального района от 20.06.2011 № 2
Решение Совета депутатов Инсарского муниципального района от 30.11.2010 № 56
Решение Совета депутатов Ичалковского муниципального района от 26.02.2010 № 193
Решение Совета депутатов Кадошкинского муниципального района от 21.02.2008 № 20
Решение Совета депутатов Ковылкинского муниципального района от 20.07.2010 № 8
Решение Совета депутатов Кочкуровского муниципального района от 24.12.2010 № 293
Решение Совета депутатов Краснослободского муниципального района от 24.05.2012 № 52
Решение Совета депутатов Лямбирского муниципального района от 30.08.2012 № 73
Решение Совета депутатов Ромодановского муниципального района от 07.04.2011 № 2
Решение Совета депутатов Рузаевского муниципального района от 13.05.2011 № 37/482

1
Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных Районов и генерального плана поселений и городских округов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации
Решение Совета депутатов Старошайговского муниципального района от 23.08.2011 № 3
Решение Совета депутатов Темниковского муниципального района от 26.03.2010 № 131
Решение Совета депутатов Теньгушевского муниципального района от 12.04.2011 № 194
Решение Совета депутатов Торбеевского муниципального района от 29.04.2010 № 153
Решение Совета депутатов Чамзинского муниципального района от 15.05.2012 № 46
Генеральные планы сельских поселений
Разработаны и утверждены решением Советов депутатов сельских поселений
2
Планы развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в местах реализации инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса, утвержденных нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.10.2012 № 363
3
Наличие в субъекте Российской Федерации нормативно-правовой базы по осуществлению реконструкции и оптимизации сети социальной инфраструктуры в сельской местности, касающейся минимизации количества малокомплектных школ с созданием современных центров (базовых школ) и обеспечения необходимого парка школьных автобусов, развития дошкольных учреждений, офисов врачей общей практики и современных фельдшерско-акушерских пунктов, модельных библиотек, сети доступных спортивных объектов и т.д.
Закон Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года"
Республиканская целевая программа развития образования в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 г. № 519
Республиканская целевая программа развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012 - 2014 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 мая 2012 г. № 167
Программа модернизации здравоохранения Республики Мордовия на 2011 - 2013 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2011 г. № 80
Государственная программа "Развитие культуры и туризма" на 2014 - 2018 годы", утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. № 579
Республиканская целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Республике Мордовия" на 2012 - 2016 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 августа 2011 г. № 317
4
Наличие в субъекте Российской Федерации нормативно-правовой базы по формированию государственного и муниципального жилищных фондов, позволяющих предоставлять нуждающимся на селе на правах аренды с минимальной платой либо на условиях социального найма
Республиканская целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. № 487




Приложение 2

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ КОНОПЛИ В РЕСПУБЛИКЕ
МОРДОВИЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"


Ед. изм.
2014
2015
2016
2017
Итого за годы реализации Программы
Валовый сбор пеньковолокна
тонн
270
450
700
900
2050
Прирост производства пеньковолокна к предыдущему году
тонн

180
250
200
630
Численность населения, занятого в рамках реализации региональной программы
чел.
24
28
32
37
97
Прирост численности
чел.

4
4
5
13




Приложение 3

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ КОНОПЛИ
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"

млн. руб.
Наименование мероприятия
Всего
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Приобретение новых и модернизация действующих производственных линий по первичной и дополнительной переработке конопляной тресты, выполнение пусконаладочных работ
21,0
-
3,0
18,0
Строительство складских помещений для хранения семян и конопляной тресты
11,2
11,2
-
-
Строительство цеха маслопереработки и приобретение оборудования по производству растительных масел, выполнение строительно-монтажных и наладочных работ
9,8
3,8
6,0
-
Приобретение техники и комплектование современного машинно-тракторного парка для выполнения сельскохозяйственных работ
23,0
3,0
10,0
10,0
Всего
65,0
18,0
19,0
28,0




Приложение 4

ИНФОРМАЦИЯ

ОБ ОБЪЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА,
ЗАТРАТАХ, ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
ПО СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ - УЧАСТНИКАМ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ КОНОПЛИ
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ

Наименование
Ед. изм.
Годы
2015
2016
2017
ООО "Мордовские пенькозаводы"
Объем производства
тыс. тонн
0,450
0,700
0,900
Объем выручки
тыс. руб.
2925,0
3579,5
4572,9
Затраты на весь объем
тыс. руб.
18000,0
19000,0
28000,0




Приложение 5

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ
КОНОПЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"

Наименование мероприятия
Годы
Общая сумма затрат, млн. руб.
в т.ч. источники
Внебюджетные источники
Республиканский бюджет Республики Мордовия
Приобретение новых и модернизация действующих производственных линий по первичной и дополнительной переработке конопляной тресты, выполнение пусконаладочных работ
2015
0,0
0,0
0,0
2016
3,0
2,0
1,0
2017
18,0
18,0
0,0
итого
21,0
20,0
1,0
Строительство складских помещений для хранения семян и конопляной тресты
2015
11,2
9,2
2,0
2016
0,0
0,0
0,0
2017
0,0
0,0
0,0
итого
11,2
9,2
2,0
Строительство цеха маслопереработки и приобретение оборудования по производству растительных масел, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ
2015
3,8
2,8
1,0
2016
6,0
5,0
1,0
2017
0,0
0,0
0,0
итого
9,8
7,8
2,0
Приобретение техники и комплектование современного машинно-тракторного парка для выполнения сельскохозяйственных работ
2015
3.0
2,0
1,0
2016
10,0
10,0
0,0
2017
10,0
8,0
2,0
итого
23,0
20,0
2,0
Всего
2015
18,0
14,0
4,0
2016
19,0
17,0
2,0
2017
28,0
26,0
2,0
итого
65,0
57,0
8,0


------------------------------------------------------------------