Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 06.04.2015 N 3-2/2015 <О признании недействующим Приложения 3 Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" постановления Правительства Республики Мордовия от 29.01.2015 N 37 в части включения в указанное Приложение дома N 29 по улице Фурманова города Саранска Республики Мордовия с этапом переселения во втором квартале 2017 года >



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. № 3-2/2015

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ганченковой Виолетты Анатольевны,
при секретаре судебного заседания К.,
с участием в деле:
заинтересованного лица Правительства Республики Мордовия, его представителя Ч.,
прокурора Межевовой Юлии Владимировны,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 06 апреля 2015 г. в городе Саранске Республики Мордовия гражданское дело по заявлению А. о признании недействующим с момента принятия решения суда Приложения 3 Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" на 2013 - 2017 годы постановления Правительства Республики Мордовия № 37 от 29 января 2015 года "О внесении изменений в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы"

установил:

постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 472 утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы", в которую были включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением Правительства Республики Мордовия № 37 от 29 января 2015 г. "О внесении изменений в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" в Приложение 3 Республиканской адресной программы внесены изменения, и оно изложено в новой редакции.
Вышеназванное постановление Правительства Республики Мордовия со всеми приложениями официально опубликовано в газете "Известия Мордовия" 30 января 2015 г.
А. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующим с момента принятия решения суда Приложения 3 Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" на 2013 - 2017 годы постановления Правительства Республики Мордовия № 37 от 29 января 2015 года "О внесении изменений в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы".
В обоснование своих требований указал, что внесенными изменениями в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" из этапа на 2013 г. исключен жилой дом № 29 по улице Фурманова города Саранска Республики Мордовия, в котором он является собственником квартиры № 1. Данный дом признан аварийным и подлежащим сносу 15 декабря 2011 г.
Всего из этапа Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" на 2013 год исключено 34 дома, признанных аварийными и подлежащими сносу в период с 21 декабря 2009 г. по 15 декабря 2011 г. Переселение граждан из этих домов перенесено на этапы Республиканской программы на 2015 - 2017 годы.
Считал, что Приложение 3 Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" в части установления адресного перечня аварийных домов по городскому округу Саранск, подлежащих переселению по этапу Республиканской программы на 2013 г., противоречит Федеральному закону от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Просил суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Приложение 3 Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" постановления Правительства Республики Мордовия № 37 от 29 января 2015 г. "О внесении изменений в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы".
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 6 апреля 2015 г. производство по делу по заявлению А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Приложения 3 Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" постановления Правительства Республики Мордовия № 37 от 29 января 2015 г. "О внесении изменений в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" за исключением включения в указанное Приложение дома № 29 по улице Фурманова города Саранска Республики Мордовия с этапом переселения во втором квартале 2017 г. (порядковый номер 550) прекращено.
Заявитель А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. При этом он просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Верховный Суд Республики Мордовия пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие А.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Мордовия Ч. возразил против удовлетворения заявленных А. требований.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Межевовой Ю.В., полагавшей, что требования А. подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Федерального закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В силу части 1 статьи 16 названного Федерального закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 вышеназванного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилищные права собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона и в целях ликвидации аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 472 утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы".
В период с 2013 - 2014 гг. за исключением некоторых домов вышеуказанная адресная программа была реализована, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и объяснениями представителя Правительства Республики Мордовия Ч.
Постановлениями Правительства Республики Мордовия № 654 от 22 декабря 2014 года и № 37 от 29 января 2015 года "О внесении изменений в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" в Приложение 3 Республиканской адресной программы внесены изменения, и оно изложено в новой редакции.
В судебном заседании установлено, что А. является собственником квартиры № 1, расположенной по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Фурманова, д. 29.
15 декабря 2011 года заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 г. № 2031р, вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу и ранее был включен в программу по переселению на 2013 г.
Оспариваемым Постановлением Правительства Республики Мордовия дом, в котором заявитель имеет в собственности квартиру, включен в программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" с очередностью расселения во втором квартале 2017 г.
В свою очередь, некоторые аварийные и подлежащие сносу дома, включенные ранее в программу по переселению в периоды с 2015 - 2017 гг., были перенесены в этапы по переселению на более ранние периоды без учета времени признания их аварийными и подлежащими сносу.
Между тем в силу пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно положениям части 2.2 статьи 16 данного Федерального закона не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Из системного толкования вышеназванных положений Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и во взаимосвязи со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что список аварийных и подлежащих сносу домов в региональной адресной программе должен быть составлен с учетом даты признания их заключением межведомственной комиссией аварийными и подлежащими сносу.
Ссылка представителя Правительства Республики Мордовия на то, что внесение указанных изменений в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" отвечает требованиям пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" о возможности переселения граждан из многоквартирных домов без учета времени признания таких домов аварийными и подлежащими сносу в целях реализации такой программы в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) необоснованна, поскольку опровергается самим Перечнем домов, утвержденным оспариваемым постановлением Правительства, из которого видно, что им затрагиваются различные элементы планировочных структур.
Кроме того, по мнению суда указанные обстоятельства подлежали учету при принятии первоначально в 2012 г. постановления Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 472 об утверждении Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы".
Более того, вносить изменения, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, недопустимо.
Очевидно, что изменениями, внесенными в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы", а именно переносом периода переселения жилого дома № 29 по улице Фурманова города Саранска Республики Мордовия с 2013 - 2017 гг., существенным образом нарушаются жилищные права заявителя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о противоречии вышеназванному федеральному законодательству, а именно нормам Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Приложения 3 Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" Постановления Правительства Республики Мордовия № 37 от 29 января 2015 года "О внесении изменений в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" в части включения в указанное Приложение дома № 29 по улице Фурманова города Саранска Республики Мордовия с этапом переселения во втором квартале 2017 года (порядковый номер 550).
Довод представителя Правительства Республики Мордовия Ч. о том, что в связи пожеланиями малозащищенных граждан (инвалидов, пожилых граждан, граждан, имеющих заболевания, семей, имеющих малолетних детей), в связи с отсутствием у граждан правоустанавливающих документов, Правительство Республики Мордовия правомочно было внести изменения в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы", является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании пункта 2 части 2 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона.
К тому же, каких-либо доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, суду не представлено.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
По настоящему делу суд полагает необходимым признать оспариваемое Приложение 3 Республиканской адресной программы в указанной выше части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данная Программа была реализована в 2013 - 2014 гг.
При таких обстоятельствах заявление А. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Заявление оплачено А. государственной пошлиной в размере 300 рублей. При этом уплаченная заявителем государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
В этой связи, заявителю подлежат возмещению понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей за счет органа государственной власти, чьи действия обжалуются.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

заявление А. удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Приложение 3 Республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" постановления Правительства Республики Мордовия № 37 от 29 января 2015 года "О внесении изменений в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013 - 2017 годы" в части включения в указанное Приложение дома № 29 по улице Фурманова города Саранска Республики Мордовия с этапом переселения во втором квартале 2017 года (порядковый номер 550).
Взыскать с Правительства Республики Мордовия в пользу А. расходы, понесенные по уплате государственной пошлины при подаче заявления в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
В.А.ГАНЧЕНКОВА


------------------------------------------------------------------