Типы документов

Реклама

Партнеры


Указ Главы РМ от 19.08.2015 N 294-УГ "Об Основных направлениях долговой политики Республики Мордовия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов"



19 августа 2015 года N 294-УГ

------------------------------------------------------------------

УКАЗ

ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

В целях эффективного управления государственным долгом Республики Мордовия и принятия мер по снижению долговой нагрузки постановляю:

Утвердить Основные направления долговой политики Республики Мордовия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (прилагаются).

Глава Республики Мордовия
В.Д.ВОЛКОВ
г. Саранск
19 августа 2015 года
№ 294-УГ




Утверждены
Указом Главы Республики Мордовия
от 19 августа 2015 г. № 294-УГ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2016 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

Основные направления долговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены в целях определения приоритетов долговой политики при составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
При подготовке Основных направлений долговой политики были учтены положения Государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014 - 2018 годы и рекомендации Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основные факторы, определяющие характер
и направления долговой политики Республики Мордовия
на 2016 - 2018 годы

Замедление темпов роста российской экономики на фоне структурных дисбалансов определяет основные условия реализация государственной политики в области управления государственным долгом в 2016 - 2018 годах.
В условиях сложной социально-экономической обстановки в 2014 - 2015 годах показали свою эффективность такие инструменты поддержки субъектов Российской Федерации, как предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета:
на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации;
для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - бюджетный кредит в целях погашения рыночных долговых обязательств).
Получение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации позволяло поддерживать ликвидность счета республиканского бюджета в течение финансового года, частично не прибегать к рыночным заимствованиям, что привело к экономии расходов на обслуживание государственного долга.
Предоставление из федерального бюджета в 2014 году бюджетного кредита в целях погашения рыночных долговых обязательств позволило осуществить снижение уровня рыночного долга Республики Мордовия, а также сократить уровень расходов на обслуживание государственного долга.
Планируемое предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации в целях погашения рыночных долговых обязательств в 2015 году, с учетом измененных правил их предоставления, позволит субъектам Российской Федерации направить их на погашение не только рыночного долга, но и на погашение задолженности по бюджетным кредитам, что позволит снять долговую нагрузку на бюджет в краткосрочной перспективе. Кроме того, с учетом значительно возросших процентных ставок по кредитам коммерческих банков и расходов по выплате купонных доходов по выпущенным ценным бумагам возможность их погашения за счет бюджетных кредитов позволяет существенно снизить расходы на обслуживание государственного долга и перераспределить высвобожденные средства на социально значимые расходы.
Также одним из основных факторов, определяющим развитие долговой политики республики в период 2016 - 2018 годов, будет являться соблюдение жестких условий по сохранению параметров дефицита бюджета и объема государственного рыночного долга в установленных Правительством Российской Федерации пределах. Так, целевыми ориентирами являются такие параметры, как:
обеспечение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2016, 2017 и 2018 годах на уровне не более 10 процентов от суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016, 2017 и 2018 годы соответственно;
поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к 1 января 2017 г. до уровня не более 70 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, к 1 января 2018 г. - до уровня не более 60 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2017 год, к 1 января 2019 г. - до уровня не более 50 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.
Тем не менее замещение рыночного долга субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами не решает главной задачи по снижению уровня государственного долга в целом. Замедление темпов роста экономики и снижение доходов бюджета в текущей и среднесрочной перспективе не позволит произвести существенное сокращение объемов государственного долга.
Таким образом, изменению структуры долга в 2016 - 2018 годах будет способствовать замещение коммерческих и бюджетных кредитов Республики Мордовия бюджетными кредитами из федерального бюджета.

Цели и задачи долговой политики на 2016 - 2018 годы

Реализация долговой политики Российской Федерации в 2016 - 2018 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
1) непревышение уровня государственного долга, установленного бюджетным законодательством;
2) снижение расходов на обслуживание государственного долга;
3) соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014 - 2018 годы.
Одной из приоритетных задач осуществления долговой политики в указанный период будет снижение объема государственного долга до максимально возможного уровня в имеющихся экономических условиях, в том числе снижение уровня рыночного долга к концу 2018 года до уровня объема не более 50 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

Политика в области государственных заимствований

Бюджетная политика в области расходов на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов направлена на ограничение темпа роста расходов республиканского бюджета. Тем не менее прогнозируется формирование республиканского бюджета Республики Мордовия в указанный период с дефицитом.
Основной формой привлечения заимствований для покрытия дефицита остаются кредиты коммерческих банков. Однако в связи с существенным повышением процентных ставок преимущество в инструментах государственных заимствований переходит от данной формы заимствований к бюджетным кредитам.
Сложившийся за последние три финансовых года объем расходов на обслуживание долга демонстрирует явную тенденцию к их увеличению, которая обусловлена ростом стоимости заимствований.

(млн. рублей)

2012 год
2013 год
2014 год
Кредиты коммерческих банков
459,5
744,4
364,5
Бюджетные кредиты
253,5
334,5
371,4
Облигации
-
-
276,7
Итого
713,0
1078,9
1012,6

Так, если в 2014 году привлечение кредитов коммерческих банков осуществлялось республикой на срок до трех лет по ставке 9,5 процента годовых, то в начале 2015 года кредитование на такой же срок осуществлялось на уровне 16 процентов годовых. В связи со снижением Центральным банком России во II квартале текущего года уровня ключевой ставки проведенные электронные аукционы позволили привлечь кредитные средства по ставке 13,5 процента годовых.
Снижению расходов на обслуживание государственного долга в 2015 году и в рассматриваемом периоде до 2018 года в части бюджетных кредитов включительно способствует проведенная в 2015 году реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также снижение ставки за пользование бюджетными кредитами до уровня 0,1 процента годовых.
Планируемая в текущем году эмиссия государственных облигаций Республики Мордовия выпуска 2015 года будет осуществлена при условии благоприятной рыночной конъюнктуры во втором полугодии текущего финансового года.

Риски в реализации долговой политики

По-прежнему высокие риски связаны с предоставленными Правительством Республики Мордовия государственными гарантиями, срок возврата которых наступает в 2016 - 2018 годах. Общий объем проблемных гарантий указанного периода составляет не менее 1180,4 млн. рублей.
Еще одна категория рисков обусловлена ухудшением условий обслуживания и погашения бюджетных кредитов, полученных местными бюджетами. Риски связаны с невозможностью единовременного погашения полученных бюджетных кредитов и своевременностью ежемесячного обслуживания накопленных бюджетных кредитов частью местных бюджетов.
Перечисленные риски могут требовать при их наступлении разработки дополнительных мер по минимизации их негативных последствий.
Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период долговая политика будет направлена на обеспечение способности Республики Мордовия осуществлять заимствования в объемах, необходимых для исполнения бюджета, а также на укрепление статуса республики как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное исполнение долговых обязательств республики перед кредиторами, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с потенциальными кредиторами, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Республики Мордовия.


------------------------------------------------------------------